Анализ работы научно-методической службы за 2015-2016 уч. г.
В 2015-2016 учебном году методические объединения лицея работали над темой «Средства развития одарённости ребёнка (посредством литературных объединений и олимпиадного движения)».
Целью методической работы было следующее:
Повышение компетенции педагогов в работе с одарёнными детьми.
Ежемесячно проводились научно-методические советы, на которых рассматривали текущие задачи, обсуждали вопросы инновационной деятельности, представляли авторские программы, методические рекомендации.
Важное значение в работе научно-методической службы уделялось вопросам развития одаренности ребёнка, вопросам личностно-ориентированного подхода в развитии ребёнка, особой культуре поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и дальнейшей его интеграции в современное общество. С этой целью на заседаниях ШМО предлагались и рассматривались разнообразные формы и методы педагогической работы и обеспечения помощи и поддержки учащимся.
Особое внимание в методической работе уделялось организации методической и практической помощи молодым специалистам. Работа с ними выполнялась согласно плану Школы юного педагога.
Во втором полугодии 2015-2016 уч. г. в лицее в соответствии с утверждённым графиком ярко и насыщенно прошли предметные недели. На высоком уровне проявили себя как педагоги, так и учащиеся лицея.
С 15.02.2016 по 20.02.2016 г. в школе проводилась неделя иностранных языков, основной целью которой было развитие интересов и раскрытие творческого потенциала учащихся. Школьным МО учителей иностранных языков были поставлены следующие задачи:
1. Повысить интерес учащихся к изучению иностранных языков.
2. Расширить творческий потенциал учащихся.
3. Развивать и совершенствовать навыки учащихся во всех видах речевой деятельности.
4. Формировать положительные эмоции учащихся, чувства успеха, уважение к культуре и народу страны изучаемого языка.
Для успешной реализации поставленных задач членами ШМО был разработан и утвержден план проведения недели иностранных языков. Учителями использовались различные формы проведения мероприятий. Был проведен конкурс стенгазет, посвященных «Странам изучаемого языка», а также конкурс рисунков « Символы Объединенного Королевства», среди учащихся 7-8 классов был объявлен конкурс на творческое сочинение « Страна моей мечты».
Так как, игра является одним из эффективных способов приобщения учащихся к культуре стран изучаемого языка, ученики 10 класса под руководством учителя английского языка Васильевой И.М. провели игру « Марафон знаний» среди учащихся 6-х классов. Целью мероприятия было обобщение изученного грамматического материала, закрепление лексики по изученным темам, развитие внимания и мышления. Ребята работали группами. Работа в команде способствовала формированию у учащихся таких положительных качеств, как доброжелательность, ответственность, чувство взаимопомощи.
В 9-м классе учащиеся просмотрели фильм на английском языке «Мой Шекспир», что позволило им обогатить языковой запас и еще раз познакомиться с культурой изучаемого языка. После просмотра фильма было обсуждения увиденного и ребята имели возможность практиковать свои знания в диалоге.
Учитель английского языка Волкова М.В. организовала научную пресс-конференцию «Англоязычные страны» среди учащихся 7-10-х классов. Дети подготовили тематические доклады с иллюстрациями и фотографиями, флаги представляемых стран, презентации. Учащиеся отлично вжились в образ журналистов, подготовив помимо сообщений и презентаций, всю необходимую атрибутику для подобных мероприятий, имея также бейджи с именами, фамилиями, должностью и страной, которую представляют, флаг страны.
Победители конкурсов и викторин были поощрены оценками и грамотами. Учащиеся проявили интерес и активное участие. Учителями использовались элементы информационной и игровой технологий. При этом так же учитывались и возрастные особенности учащихся. Конкурсы отличались большим количеством информации познавательного характера. Все проведенные мероприятия можно оценить как способствующие обогащению жизненного опыта школьников и воспитывающие эстетические и нравственные чувства. Проведение подобных мероприятий позволяет обеспечить довольно высокий уровень усвоения реалий, национально-специфической информации, развитие социально-культурной компетенции учащихся, повысить мотивацию к изучению иностранных языков, развивать творческие способности учащихся. Необходимо отметить, что такого рода мероприятия позволяют совершенствовать педагогическое и методическое мастерство. Цели и задачи, поставленные в ходе проведения недели иностранных языков, реализованы почти в полном объеме.
Итоги:
- Конкурс рисунков «Символы Объединенного Королевства»
- Гармонин Алексей (5-А)
- Яричук Юлия (5-Б)
- Резанов Никита (5-А)
- Конкурс-игра «Марафон знаний»:
- 6-А – 1 место;
- 6-В – 2 место;
- 6-Б – 3 место.
- Конкурс стенгазет (плакат-проект) « Страны изучаемого языка»:
- 6-В - 1 место;
- 6-Б - 2 место;
- 6-А - 3 место(Лаур Полина, Чугина Диана)
- 7-Б - 1 место;
-7-А - 2 место (коллективное работа);
инд. работа: Онучина Дарья (7А) класс;
4. Конкурс творческих сочинений « Страна моей мечты»:
- Бабенко Алена (7Б) – 1 место;
- Вагитова Марьям(7Б) – 2 место;
- Доронина Кристина (7А) – 3 место.
В силу объективных причин (карантин) сместились графики проведения предметных недель. Поэтому, одновременно с неделей английского языка в школе проходила неделя физической культуры и ОБЖ.
За это время были проведены следующие мероприятия:
15 февраля – «Зарница» для учащихся 5-6 классов. В ней приняли участие команды 5-А, 5-Б, 5-В, 6-А, 6-Б классов. Всего 50 человек.
Места распределились следующим образом:
1 место – 5-А класс;
2 место – 6-Б класс;
3 место – 5-Б класс.
16 февраля – «Орлёнок» для учащихся 7-8 классов. Участвовали всего 2 класса 7-В и 8-А (всего 20 человек). И 1 место в этом мероприятии занял 7-В класс, а 2 место 8-А класс.
17-18 февраля – «Зарничка» для учащихся 1-4 классов. Приняли участие 278 человек. Места распределились так:
1 классы
1 место – 1-А класс
2 место – 1-В класс
3 место – 1-Б класс
2 классы
1 место – 2-Г класс
2 место – 2-А и 2-Б классы
3 классы
1 место – 3-Б класс
2 место – 3-В класс
3 место – 3-А класс
4 классы
1 место – 4-А класс
2 место – 4-В класс
3 место – 4-Б класс
19 февраля – военно-спортивная полоса препятствий для учащихся 9-11 классов, участниками которой стали следующие классы: 11-А, 10-А, 10-В, 9-А, 9-Б (30 человек). Результаты этого мероприятия:
1 место – 11-А класс;
2 место – 9-Б класс;
3 место – 9-А класс.
Также 19 февраля в 4 классах прошла игра «Пойми меня», в которой приняли участие 15 мальчиков:
1 место – мальчики 4-В класса;
2 место – мальчики 4-А класса;
3 место – мальчики 4-Б класса.
Фотоколлаж «Наш спортивный класс» представили 2-4 классы.
Неделя русского языка и литературы прошла в лицее с 07.03.2016 г. по 12.03.2016 г.
С учащимися 5-Б класса провели конкурс проектов по русскому языку «Энциклопедия одного слова», победителями в котором стали Ложкина Алёна и Рязанов Никита (Iместо), Семёнов Олег и Яричук Юлия (IIместо), Кравченко Настя и Юрков Гена (IIIместо).
Учащиеся 8-Б класса провели заседания клуба «Калина-малина» на тему «10 поводов влюбиться», самой загадочной девушкой в классе, которой был присужден титул «Девушка-загадка», была признана Горлова Татьяна и «Между нами, девочками». Также для учащихся 8-Б класса был организован просмотр и обсуждение фильма «Алые паруса» А. Грина.
Для учащихся 10-х классов был организован просмотр и обсуждение фильма А. Фадеева «Молодая гвардия».
Ученица 11-А класса, Худорожкова Татьяна, организовала и провела для учащихся 6-7-х классов КВН, по результатам которого места распределились следующим образом:
Iместо – 7-В класс;
IIместо – 6-Б класс;
IIIместо – 6-А класс.
Учащиеся 6-А, 6-Б и 11-А кл. приняли участие в конкурсе иллюстраций «Герои литературных произведений»:
- Лауэр Полина «Васюткино озеро»;
- Ниязбаева Алина «Бежин луг»;
- Онучина Валерия «Бежин луг»;
- Плюснина Даша «Осёл и соловей»;
- Горина Настя «Бежин луг»;
- Дерябин Никита «Бежин луг»;
- Сосновская Анна «Отцы и дети»;
- Лаптева Анастасия «Е. Онегин»;
- Горлова Наталья «Отцы и дети».
С 14.03.2016 г. по 19.03.2016 г. в лицее прошла неделя предметов физико-математического цикла. Для учащихся 5-6 классов проводился «Информационный марафон» в течение недели, по итогам которого места распределились следующим образом:
1 место – 6-Б класс;
2 место – 6-В класс;
3 место – 5-В класс.
С учащимися 5-6 классов проводился информационный турнир на уроках. За игру учащиеся получили дополнительные оценки. В 5-х классах прошёл конкурс рисунков и игра «Математический бой», где места призовые распределились следующим образом:
1 место – 5-Б класс;
2 место – 5-А класс;
3 место – 5-В класс.
Также среди учащихся 5-8-х классов был проведён конкурс на лучшую тетрадь, в котором победили Андреев Сергей (5-А класс), Ряписова Александра (5-Б класс) и Калимулина Ольга (5-В класс), Одинцова Анастасия (7-А класс), Бабенко Алёна (7-Б класс), Киселёва Юлия (7-В класс), Рахматулина Диана (8-А класс), Онучина Ксения (8-Б класс).
Среди учащихся 6-х классов прошла игра «Математический бой», в которой 1 место занял 6-А класс, а 2 место досталось 6-В классу.
Во всех классах прошла игра «Счастливый случай», в которой наиболее отличились своей активностью учащиеся 8-А класса.
Также был проведён конкурс на лучшего счетовода, в котором победили Хакимова Карина (6-А класс) и Вычужанина Татьяна (6-В класс), Калинин Иван (7-А класс), Бабенко Алёна (7-Б класс), Киселёва Юлия (7-В класс), Рахматулина Диана (8-А класс), Онучина Ксения (8-Б класс).
В 7-х классах был проведена «Своя игра». В 8-А, 10-Б, 10-В, 11-Б и 11-В классе прошла игра «Поле Чудес», дети были награждены сладкими призами, поощрялись оценками. Среди учащихся 9-х классов прошла также математическая игра, в качестве поощрений дети получили хорошие оценки. Между учащимися 10-А и 11-Б был проведён «Брейн-ринг». В 10-х классах была проведена математическая игра «Что? Где? Когда?» В течение недели проходил творческий конкурс кроссвордов, газет, в качестве награждения-оценка. Была организована выставка моделей и «Галерея великих математиков». Учащиеся лицея также приняли участие в дистанционной олимпиаде «Олимпис» по 5 предметам (математика, информатика и др.)
Учащиеся 10-Б класса (Казанцева Нина, Пономаренко Кристина, Фролова Нелля, Перчанова Дарья, Лукшина Мария) победили в подготовке викторины по физике.
В 11-Б классе прошла игра КВН по физике. Отличились следующие учащиеся: Моржевилова Анна, Яричук Галина, Микряков Геннадий, Куприянов Антон, Зиныч Екатерина, Шиндлер Константин, Шарипова Надежда, Викулова Дарья, Вычужанина Юлия, Горева Анна, Ибрагимова Дамира, Карпова Анастасия. Учащиеся также подготовили выпуск тематической газеты-кроссворда.
Среди учащихся 7-х классов в конкурсе стенгазет по физике победили Балакина Влада, Синельникова Яна и Батурина Александра.
С 4 по 9 апреля в лицее прошла неделя истории.
Еще в марте, во время подготовки к неделе истории, специально к очередной годовщине избирательного права в России, для учащихся 10-11 – х классов прошло внеклассное мероприятие «Интеллектуальная игра «Турнир знатоков избирательного права», организованное при поддержке и сотрудничестве с МФЦ (отв. Голубев С.В., Макаренко С.С., Ложкина С.А.). Между двумя командами разгорелась нешуточная борьба за главный приз, в результате которой, с незначительным перевесом, победу одержала команда учащихся 11-го класса.
Для учащихся 5 - 6 классов была проведена игра «Колесо истории» (отв. Рудницкая Ю.Н.)
7-е классы приняли участие в игре «Сказочные наказания и реальность» по обществознанию (Ложкина С.А.)
8 класс успешно прошел Интеллектуальный марафон по обществознанию и истории (отв. Ложкина С.А.)
Среди 9-х классов проведена викторина «Знатоки конвенции о правах ребенка» (Голубев С.В.)
Учащиеся 10-х классов с успехом выполнили условия Конкурса «Бизнес - фреш» по экономике (отв. Рудницкая Ю.Н.)
Для 9, 10 и 11 классов организован Бал царицы истории (Шуплецова С.И., Макаренко С.С., Ложкина С.А., Голубев С.В.) На этапе подготовки к балу классы получили задание отразить определенную эпоху, представив костюм и творчески воссоздав эпоху не только в защите костюма, но и на листе бумаги. Следить за достоверностью передачи образов пригласили компетентное жюри в лице Тетериной О.И., Голубева С.В. и Макаренко С.С., учителей лицея «Альфа». Никто из участников не остался без награды. По всем номинациям были подведены итоги, вручены грамоты.
Закончилась неделя истории линейкой, на которой были оглашены итоги и награждены грамотами победители.
С 11 по 16 апреля прошла неделя географии, биологии, химии. В неделе предметов естественнонаучного цикла приняли учащиеся с 5 по 11 класс. В течение недели проведены все запланированные мероприятия.
Ответственными за проведение недели предметов естественнонаучного цикла были Семёнова С.В., Огорелкова М.В., Румянцева Л.Г. Цели проведения были обозначены следующие:
· развитие познавательного интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла через внеурочные формы работы;
· воспитание у учащихся экологической культуры;
· пропаганда научных знаний, развитие у школьников интереса к познанию мира, к сущности процессов и явлений;
· развитие у учащихся умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать знания и умения на практике;
· создание необходимых условий для поддержки одарённых детей.
Основными принципами организации и проведения предметной методической недели являлись:
- как можно большее привлечение учащихся к активной демонстрации своих достижений по предметам;
- использование активных форм демонстрации умений учащихся по предметам;
- обязательное поощрение учащихся за достигнутые успехи в предметной неделе.
В течение недели учащимся было предложено поучаствовать в различных конкурсах:
- Конкурс « Коллаж здоровья». 5- 11 классы
Темы:
«Правило личной гигиены».
«Здоровое питание».
«Спорт и здоровье».
« Вредная еда».
«Алкоголизм и табакокурение».
«Мир без наркотиков».
2. Конкурс проектов в 5 -11 классах.
1. Биологические активные вещества.
2. Пылевое и бактериальное загрязнение лицея «Альфа».
3. Влияние климата на здоровье человека.
4. Глобальные проблемы и их влияние на здоровье и деятельность человека.
5. Природные условия и здоровье человека.
3. Внеклассное мероприятие « Влияние пения птиц на здоровье человека» между командами 5 – 6 классов. Ученики активно принимали участие в работе. Им было дано домашнее задание – подготовить название команды, их девиз и эмблему, а также выбрать капитана команды. Команды работали очень дружно. Также командам помогали болельщики, зарабатывая для своих команд дополнительные баллы. Учащиеся 5-6 классов приготовили выставку «Наши пернатые друзья».
4. Ни для кого не секрет, что жизнь граждан нашего района с раннего детства связана с лесом. Поэтому учащиеся 9-11 классов лицея приняли участия во Всероссийском дне знаний о лесе. Ребята посетили САУ « Усть-Ишимский лесхоз», где им показали много любопытного. А работники лесничества провели интересную беседу о лесном богатстве и бережном отношении к нему.
5. Здоровый образ жизни начинается с активного отдыха, поэтому учащиеся 6-7 классов приняли участие в подвижных играх на улице.
Учителями естественно – научного цикла было принято решение наградить грамотами и ценными призами учащихся принявших активное участие в недели естественных наук.
Завершила марафон предметных недель неделя технологии и предметов эстетического цикла, которая проходила с 18.04.2016 г. по 23.04.2016 г. В течение недели были проведены следующие мероприятия:
- Открытие недели «Показ коллекции мод» (отв. Тетерина О.И., Козлов А.А., Кириленко О.А.) Мероприятие проходило на 2-й большой перемене, было достаточно зрителей. Ребята достойно представили свою коллекцию, зрителям очень понравилось. Коллекция создавалась под руководством учителя ИЗО и технологии Тетериной О.И.
- Выставка творческих работ обучающихся лицея (отв. Козлов А.А., Сухатский В.Ф., Плюснин С.В., Балов Г.М., Чепикова Е.В., Тетерина О.И., Кириленко О.А., Рассказов В.В., Огорелкова М.В.) Во время выставки проводились мастер-классы по следующим видам творчества:
- резьба по дереву;
- изготовление игрушек из различных материалов;
- выпекание вафель (вафли можно было приобрести за символическую плату, вырученные деньги пошли на нужды школы).
Мероприятие сопровождалось демонстрацией презентаций, фотографий и клипов.
- Фигурное вождение велосипедов (отв. Козлов А.А., Плюснин С.В.)
В классах, в которых дети обучаются по адаптивным программам, в период с февраля по 23.04.2016 г., в соответствии с графиком проведения предметных недель в лицее, также прошли мероприятия с детьми с целью повышения интереса обучающихся к учебным предметам. Занимательные мероприятия, в связи со спецификой работы, преимущественно, проводились во время уроков.
Все учителя, работающие по адаптивным программам, провели различные мероприятия. Занятия проводились в интересной игровой форме, обучающиеся 1-9 классов были активны, проявляли заинтересованность.
Закончились мероприятия общешкольной выставкой по технологии. Обучающиеся по адаптивным программам также выставили свои работы, выполненные на уроках ПТО. На этой выставке были представлены работы обучающихся, которые выполнялись с особой старательностью и фантазией. Классный руководитель 3 класса, Тетерина О.И., организовала выставку работ из пластилина ученика Мякишева Николая, которую с интересом рассматривали посетители.
В целом всех поставленных целей и задач методическая служба лицея в течение 2015-2016 уч. года достигла. Заметна положительная динамика профессионального роста педагогов.